Коэффициент сцепления шин с дорогой
 12.07.2016

Определить коэффициент сцепления шин дорогой

На поведение вашего автомобиля во время движения влияет много факторов. К ним принадлежат скорость ветра, его направление, давление воздуха в шинах, другие причины. Но, по большому счету, они важны только для водителей-профессионалов. Простым водителям нужно иметь понятие только о коэффициенте сцепления или, говоря простым языком, скользкости дороги.

Этот показатель находится в прямой зависимости от времени года и погодных условий. На дороге может лежать снег, присутствовать грязь, асфальт от жары может размягчиться и т.д. Даже материал покрытия не так важен, хотя он также влияет на манеру вождения: дорога из плит напоминает поездку в поезде; на брусчатке автомобиль сильно трясет и т.п.

Чистое и сухое дорожное покрытие при нормальной температуре воздуха дает отличное сцепление шин с дорожным покрытием, но стоит вмешаться погоде и природе, как немедленно появляются проблемы, и приходится менять режим движения.

Таблица коэффицентов

Машина скользит на дороге по разным причинам. Их можно разбить на две группы: во-первых, скольжение на некоторых участках и, во-вторых, скольжение по всей дороге.


- Скольжение автомобиля на некоторых участках -

Изменение качества покрытия на некоторых участках коварно тем, что водитель, привыкая к режиму езды, ослабляет контроль и не готов сразу адекватно отреагировать на изменение качества покрытия.

Лужи на дороге

При проезде машины через большие лужи возникает так называемое «аквапланирование», которое опаснее, чем гололед. При гололеде машина имеет хоть какое-то сцепление с дорогой, а вода под колесами лишает автомобиль этого контакта. Колесо просто не успевает выталкивать воду из-под себя, и под ним образуется водяная подушка.

Потеки нефтепродуктов на покрытии

На участке дороги, где был пролит горюче-смазочный материал, скорость должна быть минимальной, поскольку на колесе образуется тонкий и часто неравномерный слой смазки. Поверхность колеса уже не может сохранять постоянный и качественный контакт с дорожным покрытием, что приводит к заносу.

Песчаные и снежные заносы

Снег или песок, нанесенные ветром на дорогу, никоим образом нельзя рассматривать как дорожное покрытие. Если вы едете по лесной песчаной дороге или по заснеженному проселку, вы понимаете, что твердого покрытия на них нет, и двигаетесь осторожно, чтобы вас не снесло в сторону. Точно так же приходится вести машину, если на проезжую часть нанесло песок или снег.

Пересечение с грунтовой дорогой

В местах заезда с грунтовой дороги на асфальтное покрытие может накапливаться грязь. Это случается в период полевых работ, в непогоду, после проливных дождей. Дорога оказывается укрытой скользким слоем земли, песка, глины. Это чрезвычайно опасно для водителя, незнакомого с местностью и не подготовленного к подобным казусам.

Частичный гололед

Гололедица может возникать на дороге выборочно, и это следует учитывать при движении. Например, лед плохо тает в тени деревьев, высоких сооружений и здесь же быстрее замерзает. На мостах, открытых путепроводах дорожное покрытие охлаждается одновременно со всех сторон, что приводит к более раннему замерзанию влаги и образованию льда.

Проблемные участки следут объезжать или проезжать на небольшой скорости. Грозит бедой езда одной стороной по твердому покрытию и другой – по участку с проблемами. Машину может развернуть и закрутить. Если приходится двигаться по длинному участку с такими условиями, не делайте резких движений и торможений. Двигаться следует по наиболее прямой линии, а на поворотах стараться внешними колесами ехать по сухому покрытию, а внутренней парой колес – по гололеду или грязному асфальту.


- Низкое сцепление по всей дороге -

Гололед

Тонкий слой льда часто незаметен, но он может присутствовать на покрытии, поэтому при нулевой температуре постоянно проверяйте качество покрытия. Если лед тает, выбирайте ту полосу, где в данный момент более интенсивное движение. Здесь дорога быстрее освобождается ото льда, поэтому езда будет более безопасной. Соответственно, на полосе со слабым движением будьте внимательны: гололед покажет, насколько он коварен, когда вы на большой скорости выедете на такую полосу Выборгского района, есть опасность попасть в ДТП, после чего понадобится эвакуатор для пермещения машины.

Дождь

Сцепление с дорогой снижается в первые минуты дождя, когда на покрытии еще сохраняется слой из остатков несгоревшего топлива, капель масла и мельчайших кусочков резины. В этот период на асфальте появляются полосы от колес впереди идущих машин; эти полосы видны только в начале дождя. Заметив их, снижайте скорость, действуйте, как во время гололеда: выбирайте прямолинейные траектории, увеличивайте дистанцию.

Снег

На зимней дороге опаснее всего мокрый снег. Когда покрытие накатывают, машина становится похожей на сани с отполированными полозьями.

Булыжная мостовая

В дождь булыжники особенно наглядно показывают, насколько хорошо они отшлифовованы колесами. Мокрое покрытие мостовой становится очень скользким, колеса не цепляются за дорогу, тормозной путь увеличивается, машину на большой скорости может занести.

Асфальт в сильную жару

При сильном нагреве асфальт выделяет из себя связывающее вещество, машина словно плывет по дороге.

Листва на проезжей части

Опавшие листья, сухие или влажные, недавно упавшие на дорогу или уже гниющие, не могут служить крепкой опорой для автомобиля. Они легко вылетают из-под колес, поэтому сцепление с покрытием низкое. Кроме того, под слоем листвы может скрываться выбоина или яма.

Как проверить, насколько скользкое сейчас покрытие? Примените легкое торможение или, двигаясь на небольшой скорости, резко нажмите на педаль газа. Если колеса пробуксовывают, это значит, что дорога скользкая. Нажмите на педаль несколько раз, постепенно увеличивая усилие, и вы поймете, насколько покрытие скользкое. Чем раньше машина начнет буксовать, тем хуже покрытие и опаснее дорога.


Как вести машину по скользкой дороге?

Опытные водители советуют: при любых условиях водитель должен вести себя одинаково и:

  • всегда ехать с включенной передачей;
  • при повороте крутить руль;
  • тормозить без выжимания сцепления;
  • менять передачу исключительно на прямых отрезках пути.

Если соблюдать эти правила, то на необычных участках водителю остается лишь снижать скорость.

Следует помнить: при движении по скользкой дороге помогает плавность движений. Это обеспечивает автомобилю большую устойчивость и заметно уменьшает возможность заноса.

Смотрите далее:
"